21.11.2017 0 FinA

Новые правила предоставления платных медицинских услуг

С 1 января 2013 года вступили в действие новые правила предоставления платных медицинских услуг (далее – Правила). Предлагаем вниманию читателей краткий обзор этого нормативного акта.

Новые правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006. Этим же постановлением отменяются с 1 января 2013 г. постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 и утвержденные им Правила предоставления платных медицинских услуг.

Назначение Правил. Базовые требования к платным медицинским услугам

Правила предназначены для определения порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – услуги) гражданам (далее – пациенты), при этом под услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств пациентов, средств юридических лиц или иных средств на основании договоров (в том числе договоров добровольного медицинского страхования).

Предоставление услуг осуществляется медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление такой деятельности, выданной соответствующей организации в установленном порядке. Требования к услугам определяются договором о предоставлении услуг (далее – договор, см. ниже), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Основные условия предоставления услуг

Медицинские организации – участники программы (территориальных программ) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее, соответственно – программа, территориальная программа), имеют право предоставлять услуги:

на условиях, отличающихся от предусмотренных программой (территориальной программой) и (или) целевыми программами – при наличии информированного добровольного согласия пациента (его законного представителя), данного в порядке, установленном Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон)»;

при предоставлении услуг анонимно (кроме случаев, предусмотренных законодательством);

гражданам иностранных государств и лицам без гражданства (помимо лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию), а также гражданам Российской Федерации, не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

при самостоятельном обращении граждан за получением услуг, кроме случаев, предусмотренных статьей 21 Закона, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Предоставление услуг осуществляется с соблюдением действующих порядков оказания медицинской помощи в объеме соответствующих стандартов медицинской помощи либо – по просьбе пациента – в объеме, превышающем объем выполняемого (в связи с оказанием услуги) стандарта медицинской помощи. Цены (тарифы) на услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными или казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливаются в порядке, определенном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих организаций. Цены (тарифы) на услуги, предоставляемые иными медицинскими организациями, устанавливаются этими организациями самостоятельно. При заключении договора пациент в доступной форме информируется:

о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы;

о наименовании медицинской организации, адресе ее местонахождения, документе, подтверждающем факт внесения сведений о юридическом лице (индивидуального предпринимателя) в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), лицензии на осуществление медицинской деятельности, перечне услуг (с указанием цен в рублях, условий, порядка, формы предоставления услуг и порядка их оплаты), порядка и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с программой (территориальной программой), медицинских работниках, участвующих в предоставлении услуг, уровне их профессионального образования и квалификации, режиме работы медицинской организации и графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении услуг, а также об адресах и телефонах министерства здравоохранения субъекта Российской Федерации, территориальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

Кроме того, по требованию пациента или заказчика услуги (услуг) (далее — заказчик) ему предоставляются:

информация о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемых при предоставлении услуги (услуг), о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую услугу (его профессиональном образовании и квалификации), о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи, иная информация, относящаяся к предмету договора;

информация о состоянии его здоровья, в том числе о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения, а также об используемых при предоставлении услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению;

копия учредительного документа медицинской организации — юридического лица (копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

копия лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией).

Договор о предоставлении услуг

До заключения договора медицинская организация обязана письменно уведомить пациента (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего услугу (в том числе относительно назначенного режима лечения и др.), могут снизить качество предоставляемой услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента. Договор заключается в письменной форме, не менее чем в двух экземплярах, и должен содержать:

сведения об исполнителе (юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, см. выше) и лицензии на осуществление медицинской деятельности;

фамилию, имя и (если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон пациента (его законного представителя);

фамилию, имя и (если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон заказчика – физического лица либо наименование и адрес места нахождения заказчика – юридического лица (при заключении договора между исполнителем и заказчиком);

перечень услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимость, сроки и порядок их оплаты, а также условия и сроки их предоставления;

подпись представителя исполнителя (с указанием наименования его должности, фамилии, имени и (если имеется) отчества;

подпись пациента (заказчика) (с указанием его фамилии, имени и (если имеется) отчества, а если заказчик является юридическим лицом, то, кроме того, указывается наименование должности лица – представителя заказчика);

сведения об ответственности сторон за невыполнение условий договора;

порядок изменения и расторжения договора;

иные условия, определяемые по соглашению сторон договора.

По требованию пациента (заказчика) исполнителем составляется смета на предусматриваемые договором услуги. Смета является неотъемлемой частью договора.

Отметим, что пациент (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и порядке, определенных договором (о чем ему выдается подтверждающий документ: чек, квитанция или иной документ установленного образца). При отказе пациента – после заключения договора – от получения медицинских услуг договор расторгается, при этом пациент (заказчик) оплачивает фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Если при предоставлении услуг, предусмотренных договором, требуется, кроме того, оказание дополнительных платных медицинских услуг, то исполнитель обязан предупредить об этом пациента (заказчика) и получить письменное согласие на их предоставление (такое согласие может быть зафиксировано в виде особого условия договора (см. выше) либо дополнительного соглашения к нему). Если же при предоставлении услуг потребуется оказание дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям – для устранения угрозы жизни пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний и т.п. – то такие медицинские услуги оказываются без взимания платы.

После исполнения договора пациенту (его законному представителю) выдаются медицинские документы (их копии либо выписки из них), отражающие состояние здоровья пациента после оказания услуг. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством. Вред, причиненный жизни (здоровью) пациента в результате предоставления некачественной услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством. Контроль за соблюдением Правил возлагается на Роспотребнадзор.

Комментирует руководитель Центра медицинского права Алексей Панов

В сравнении с прежними Правилами оказания  платных медуслуг от 1996 года, новые более четко регулируют  правоотношения между клиниками и пациентами. В Правилах оказания платных медуслуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 № 1006, на мой взгляд,  достаточно взвешенно выстроены отношения между клиниками и пациентами. А значит, любые правовые споры между сторонами станут разрешаться оперативней и проще.

Итак, вот те важные моменты, на которые он рекомендует обратить внимание руководителям частных клиник с 1января 2013 года  — когда 1006-е Постановление вступит в законную силу.

На информационных стендах для пациентов – в  том числе в частных клиниках — должна быть информация не только о платных медуслугах, но и о бесплатных, которые предоставляются в соответствии с территориальными Программами госгарантий.

Впервые появилась правовая норма, согласно которой до заключения договора исполнитель медуслуги обязан уведомить пациента о том, что несоблюдение отдельных рекомендаций врача (в том числе режима лечения) может снизить качество медуслуги, отрицательно сказаться на состоянии его здоровья или увеличить сроки лечения. (Норма может быть прописана в договоре или присоединена к нему отдельным документом.)

Сам договор между клиникой и пациентом отныне заключается только в письменной форме. Раньше, если медуслуга оказывалась в день обращения пациента, он мог быть и устным. Теперь же – только на бумаге, причем имеющиеся сегодня бланки договоров администрациям клиник придется доработать. Вообще всю меддокументацию клиникам нужно будет вести очень тщательно. В любой момент проверяющим органам (основной, как и прежде, Роспотребнадзор) придется предъявить добровольное информированное согласие пациента на медицинское вмешательство. В нем должны быть данные результатов обследования, диагностики, информация о связанных с лечением рисках и, конечно, подпись самого пациента.

Также следует быть готовыми к тому, что после оказания медуслуги в полном объеме пациент потребует копии всех меддокументов – такое право дает ему новое законодательство.

Пациент обращается в клинику не ради самой медуслуги, а рассчитывая на благоприятные изменения в состоянии здоровья, которые произойдут в результате. Полезный эффект от медуслуги может появиться как в момент ее оказания (пример – операция по удалению камней из желчного пузыря,  полезный эффект для пациента -  удаление камней), так и спустя некоторое время после ее оказания (болевые ощущения после операции, вызванные оперативным доступом к желчному пузырю и  последствия воспалительного процесса, вызванные нахождением камня  уходят не сразу) поэтому очень хорошо, что новые правила внятно регламентируют поведение врача и пациента. То, что ни тот, ни другой не должны отступать от полезных для пациента действий. Конечно, новшества прибавят медикам бумажной работы, зато наличие документов защитит их на случай споров о качестве, сроках медуслуг и исполнения гарантийных обязательств (если клиники установят гарантию на определенные медуслуги). Ведь в судах доказательствами станут не слова, а содержание договоров.

Михаил Рогожин, Наталия Гергерт

http://ria-ami.ru/news/58149

Будьте здоровы!

Комментарии

Имя *:
Email:
Код *:
© 2012-2017 ИП Лободов Борис Вячеславович
ОГРНИП 304362536300030
г. Воронеж, ул. Алексеевского, д. 15, офис 217
http://KlinikaSemya.Ru
8 (473) 256-86-34
8 (473) 252-75-73
ежедневно с 9:00 до 20:00